20.11.2020

Как выбрать подержанный автодом - советы по делу

Самое главное, на что стоит обратить внимание при выборе подержанной дачи на колесах. Технические и практические советы. Авторский материал для autodela.ru

 

Автор этой статьи - Михаил Крутянский - тесно связал свою жизнь с кемперами. Вряд ли на свете есть много русскоговорящих людей, эксплуатирующих кемперы больше чем он, при этом не имеющих коммерческого интереса продать тот или иной Автодом или услугу. Михаил практически круглый год живёт в кемпере, потому что он - профессиональный каякер, и вынужден постоянно путешествовать в поисках новых горных рек. Он сменил два кемпера и приобрел бесценный опыт жизни, эксплуатации и выбора кемпера. Оба кемпера он купил в Германии, в стране с максимально богатым рынком б.у. автодомов. В этой статье он даст практические советы, лайфхаки и нюансы по выбору подержанного автодома со всеми деталями.

Рынок автодомов в России очень похож, на европейский, но пока что гораздо уже. То, что Михаил изучил более широкий немецкий рынок кемперов делает его опыт ещё более бесценным для русскоязычного читателя, не имеющего возможность физически проверить продающиеся в Европе б.у. кемперы

Выбор типа автодома

То есть его внешнего вида, конструкции. 

Все перечисленные ниже типы кемперов имеют большую историю, и прочно закрепились на рынке на протяжении десятилетий. Это значит, что каждый из этих типов имеет свою аудиторию, и отвечает запросам определенной группе потребителей, а значит ответа на вопрос "какой лучше" не существует. Задача каждого человека ответить себе на вопрос "какой лучше для меня", имея максимально полную картину.

Ниже приведены основные виды кемпером в порядке "от машины к дому", то есть каждый следующий вариант все отдаляется от концепта и кузова автомобиля и приближается к концерту комфортного дома с колесами под ним.

Это первое, с чего надо начинать выбор. 

  1. Жилой минивэн

Другие названия - фургон, кастенваген. Бывают серийные, а бывают сделанные своими руками.
Другие названия - фургон, кастенваген. Бывают серийные, а бывают сделанные своими руками.
Именно к этой категории принадлежат знаменитые Californnia и аналоги.

Плюсы: меньше расход топлива, существенно меньше ширина корпуса, меньше вес, чуть выше проходимость (особенно зимой), легче и дешевле ремонт мелких повреждений, ниже цена. Такой дом на колесах сравнительно легко сделать своими руками.

Минусы: намного ниже комфорт жилого пространства из-за узкого корпуса, невозможность разместить больше 2-3 человек, хуже теплоизоляция (проверить)

Для семьи из более чем 2 человек этот вариант можно отнести сразу. Если нет страха перед управлением более широким и высоким автомобилем, то нет смысла останавливать свой выбор на таком кемпере. Разница в расходе топлива с альковным кемпером зависит от скорости движения, на 100км/ч составляет примерно 1-3л/100км - не особо принципиально в российских реалиях

В Европе такие автодома очень распространены, и на то есть ряд причин.

  • Очень узкие улочки с низкими мостами во многих южноевропейских городах и деревнях.

  • Очень дорогое топливо, когда разница в 1-2 литрах на 100 км ощущается финансово.

  • Разные тарифы на платные дороги в некоторых странах

  • Привычка к компактным автомобилям

В Новом Свете, где люди не боятся размера машин и не экономят на топливе, кемперы такой компоновки тоже получили распространение по одной существенной причине. В США и Канаде они продаются на полноприводной поднятой базе. Такой вариант кемпера на базе микроавтобуса может быть очень актуален в России! Пожалуй, цена и проходимость - вот два главных аргумента в пользу такого автодома в российских реалиях, хотя полноприводная версия кемпера тут же перестает быть бюджетной.

 
  1. Полуинтегрированный

Это уже настоящая дача на колесах, своими руками такой практически евозможно сделать. Здесь использованы совсем другие материалы кузова. От автомобиля только шасси и кабина.

Плюсы: относительно просторный; большое количество разных вариантов компановок, в том числе есть модели с гаражом-багажником; материал стен корпуса, предназначенный для комфортной жизни, все ещё небольшая высота; расход чуть ниже чем у кемперов следующих категорий

Минусы: Комфортно для семьи из двоих, допустимо для четверых, невозможно разместить больше человек. При том же внешнем размере, как и у кемперов из следующих категорий, меньше жилого пространства.

Как и у кемперов из следующих категорий плохая проходимость, большой задний свес; большая ширина; материал корпуса, уязвимый к гниению из-за попадания воды в стенки.

  1. Альковный кемпер

Он же капучин, он же "наплыв"
Он же капучин, он же "наплыв"

Эти кемперы раньше были символом культуры путешествий в доме на колесах, но не так давно стали терять популярность, и одна из основных причин этому - люди в возрасте не хотят больше утруждать себя залезанием на верхнюю спалку по лестнице. Что ж, их право. 

Плюсы: При том же размере, что и полуинтегрированные, вмещают на 2 человека больше. В остальном все как у полуинтегрированных.

Минусы: Чуть больше расход, больше высота, спальное место над кабиной хоть и большое по площади, но всё-таки на любителя. Все остальное как и у полуинтегрированных.

  1. Интегрированный

Плюсы: максимальный комфорт, единое жилое пространство, большое количество разных вариантов компоновок и размеров, материал стен не только кузова, но и кабины предназначен для жилья

Минусы: очень высокая цена (не всегда в случае старых кемперов), маленькие серии и как следствие огромная цена на редкие расходники и их дефицит - лобовое стекло, передний бампер и элементы кабины; плохая проходимость, большой задний свес; большая ширина; материал корпуса, уязвимый к гниению из-за попадания воды в стенки.

  1.   Редкие в Европе и России варианты

модули на кузов пикапа, микроскопические (но при этом широкие) кемперы на базе легковых авто, кастомные внедорожные автодома на базе вездеходов. В эту же категорию стоит отнести дома на колесах своими руками

  1. Прицепы дома на колесах в рамках этой статьи не рассматриваем.

База автодома

В одной и той же категории могут быть кемперы на разных шасси. Разных по размеру, по свойствам и по марке.

Первый, как бы очевидный, но вместе с тем важный момент, о котором нельзя не упомянуть. Максимальная разрешенная масса! На рынке много кемперов свыше 3500 кг. А это значит другая категория прав, нельзя передать руль бОльшей части друзей или даже партнеру, ограничения не въезд в города, дороги и мосты, другие тарифы на некоторые платники. Нравится две оси сзади или спарка? Стоит 10 раз взвесить, а стоит ли это всех тех проблем!

 

Фото с сайта abc.es

Есть и менее очевидный, но тоже важный момент - это длина колесной базы. Чем она короче, тем выше маневренность… но не совсем. Современные тенденции таковы, что у альковных, интегрированных и полуинтегрированных автодомов из-за сравнительно короткой колесной базы делают очень длинный задний свес. Этот свес заносит при маневрировании, добавляя пикантности к управлению кемпером в городе и в узких местах. Но к этому можно привыкнуть, а вот против физики не попрешь - чем длиннее задний свес и чем короче колесная база, тем меньше нагрузка на переднюю ось, а значит тем хуже сцепление передних колес с дорогой. Большинство современных автодомов переднеприводные.

А если в уравнение добавить задний багажник для мотоцикла/велосипедов или прицеп, то может оказаться что некоторые кемперы с такой нагрузкой просто не поедут, а будут бить передними копытами по воздуху.

Проверка состояния кемпера

 

Итак, выбор компоновки сделан. Дальше мы расскажем технические тонкости выбора самых распространенных вариантов - полуинтегрированного и альковного автодома. С точки зрения конструкции, слабых мест и деталей эти два варианта отличаются минимально, поэтому их можно рассмотреть вместе.

 

Повреждения водой

Это главный кошмар владельцев автодомов НЕ в цельнометаллическом кузове. Из-за дефектов крыши, стыков люков и других элементов вода попадает внутрь стенок кемперов, и начинается процесс гниения материала внутри корпуса кемпера. Этот процесс тяжело остановить, а последствия трудно поддаются ремонту. Распознать начальные стадии таких процессов не специалисту довольно тяжело, но можно. В интернете и в пособиях для будущих владельцев кемперов рекомендуют приходить выбирать б.у. автодом с датчиком измерения влажности или же перед покупкой везти кемпер в специальную лабораторию для проверки на наличие протечек… Реально в наших условиях? Да ни в каких нереально! Это же надо обладать бесконечным запасом времени и денег, что бы каждого кандидата на покупку отвезти в лабораторию.

Вид снизу на заднюю часть кемпера рядом с бампером. В правом нижнем углу картины сильно прогнившая зона корпуса автодома. Там труха

На осмотр автодома стоит захватить пенку (коврик) и фонарик, чтобы лечь под кемпер и внимательно осмотреть торцы стенки снизу. Да, придется немного напрячься и потерпеть - но этого того стоит! Серьезные повреждения водой будут видны сразу - это ямы в ровной поверхности торца стенки, из которых сыпется труха. Более раннии стадии того же процесса - это мягкие места, которые при нажатии пальцем могут начать разрушаться.

Следующая проверка - это задние углы кемпера. Если при ощупывании они проминаются, и создается ощущение что углы мягкие или пустые - значит внутри уже все сгнило от воды. Чем ниже, тем повреждения сильнее - поэтому особое внимание стоит уделять самому низу задних углов, под бампером. У альковных кемперов больным местом является зона на вертикальной линии под линией стыка “наплыва” над кабиной и основной крышей.

Очень часто других проявлений повреждения водой в автодоме может не быть - зона дефекта никак не видна, а в салоне все спрятано под мебелью, и ни подтеков, ни других следов нет.

Что делать, если на осмотре были выявлены повреждения водой?

 

Торговаться! Всему своя цена. Если продавец сказал, что повреждений водой нет, а на осмотре они выявились, то озвученная продавцом цены не учитывала наличие этих повреждений. Значит 10-20% от стоимости сбросить надо точно. А дальше есть варианты. Продавец может начать вместе с покупателем искать объективную цену, учитывая дефекты, а может пожелать дождаться покупателя, который не найдет эти повреждения. Если же продавец сам не знал про эти участки гнилого материала, то тут козырь в руках подкованного покупателя.

Отдельно стоит упомянуть про кемперы, у которых есть следы ремонта в зоне, где обычно бывают повреждения водой. Особенно сильно это должно насторожить, если продавец - профессионал или сервисный центр. Это может быть полноценный ремонт, а может быть ремонт последствия, но не причины - и адекватная цена такому кемперу не выше той, которую можно дать кемперу с неотремонтированными дефектами. Почти точно в этом случае покупать данный автодом не стоит, потому что продавец рассчитывает продать, скрыв недостатки по соответствующей цене.

Внешние повреждения - окна, бамперы, корпус

Их легко заметить, но также легко недооценить. Все эти “второстепенные” детали, не влияющие на комфорт, безопасность и ход могут тем не менее очень, очень дорого стоить! Не стоит послушно верить продавцу, который говорит “ну эта мелочь, здесь подклеишь”. Трещина на бампере будет становиться все больше и больше, а новый задний бампер может стоить больше 700 евро!

 

Это окно в хорошем состоянии. Поменять его - от 200 евро.

Повреждения задних углов от ДТП почти неминуемо приведут к гниению стенок, если они не были отремонтированы по всем правилам и так, что этого ремонта практически незаметно.

В случае с альковными кемперами многие водители забывают про “наплыв” над кабиной, что приводит к повреждением этой части. Ее лучше осмотреть с лестницы или же с крыши.

Коррозия металлического корпуса

Днище кемпера в хорошем состоянии

Здесь все как обычно - надо посмотреть пороги, заглянуть вниз, посмотреть силовые части корпуса и лонжероны. Даже автодома из Европы могут быть сильно ржавыми - все зависит от того, в каком климате они использовались, ездили ли снежной зимой по дорогам. Однако в отличие от машины, цена ошибки при выборе подержанного автодома намного выше. Прогнивший до дыр 20-летний автомобиль можно не сильно жалея выкинуть, а вот что делать с прогнившей кабиной дорого и вполне еще пригодного и дорогого автодома?

А вот здесь уже был ремонт порога...

Бойлер, помпа, газовая плита

Конечно, у б.у. автодома должны работать все модули, но здесь есть очень существенные ньюансы. При первом осмотре практически невозможно выявить дефекты всех узлов жилого пространства кемпера, потому что для их проверки должен быть заполнен бак с водой, должен быть подключен газ и заряжен аккумулятор жилого пространства. Зимой это просто невозможно, но даже летом очень многие владельцы автодомов опустошают и очищают бак с водой и ставят кемпер “на прикол”. Продавец не будет приводить свой кемпер в полную боевую готовность ради каждого потенциального покупателя.

Стоит придерживаться следующего алгоритма. При осмотре кемпера необходимо детально уточнить у продавца - что работает, а что нет. Можно ему поверить на слово. Но перед тем, как проводить сделку, надо лично убедиться в полной работоспособности всех узлов - холодильника, бойлера, газовой плиты, обогрева салона. И если окажется, что продавец соврал, “забыл” или же что-то вышло из строя за время простоя, то просто вычесть цену этой запчасти (может, вместе с ценой работы) из суммы сделки. И без компромиссов! Стоит помнить, что если ремонт неработающей помпы - это всего лишь 100 евро, то холодильник или бойлер обойдутся во многие сотни! А без помпы не проверить бойлер.

Влажные места и подтеки внутри

Видимых подтеков нет. Но конкретно у этого кемпера сильные повреждения от проникания воды в зоне стыка спалки и основной крыши

Если внутри кемпера явно видны подтеки и влажные места - значит все плохо. Обычно это значит, что у данного автодома есть протечка в одном из стыков, и что гниение внутри стен идет полным ходом. Это возвращает нас к абзацу про повреждения водой, скорее всего сильные повреждения.

Слабые места, на которые стоит обращать внимание при осмотре - верхняя спалка альковного кемпера под матрацем, а также место стыка этой спалки с основной крышей.

Крыша

На нее бывает не так просто забраться - но это надо. Там можно увидеть что-нибудь неожиданное - дефекты швов, повреждения и ремонты. Это важно!

Двигатель

Состояние двигателя автодома - это важный критерий при оценке и выборе б.у. кемпера, но далеко не главный. Даже если он стуканет, его можно просто поменять, взяв подержанный двигатель с разборки. Это будет не сравнимо с ценой самого дома на колесах.

Здесь стоит обратиться к профильным форумам по конкретным моделям двигателей и к автомобильным ресурсам по выбору б.у. микроавтобусов.

Электрика

Поиск проблемы и ее устранение может оказаться очень дорогим делом в случае с автодомом. Перед финальным заключением сделки важно просто пройтись по всем элементам и проверить, что все работает.

Особое внимание стоит уделить реле холодильника/зарядки салонного аккумулятора от 12В. При заведенном двигателе светодиод на холодильнике должен гореть, а салонный аккумулятор заряжаться!

Приятных путешествий и удачного выбора!

Материал подготовлен для сайта autodela.ru


Статьи по теме